Всем привет! Вот и лето кончилось, хотя впереди еще очень интересный осенний сезон, но я хотел бы поделиться промежуточными итогами плотной эксплуатации своей кастрюльки: лодки АЛЛЮР36 под названием "Чайка". Возможно кому-то данная информация будет полезной при выборе плавсредства, а кто-то просто скоротает время за чтением. Поехали!
Итак, лодка, производства Московского судоремонтного завода (г. Серпухов) общей длиной 4.1 метр (вместе с рецессом и кринолинами), шириной 1.65 м, толщиной металла 3 мм, двухконсольная с дистанционным управлением двигателем 30 л.с. (двухтактная YAMAHA 30 DEO с автомикосм, древних лет, но в приличном состоянии), прицепом, была куплена мной с помощью Лёнчика в Пензе и доставлена тяговой силой моего Ларгуса в Воронеж этой зимой.
Ничего в лодке с момента покупки я пока не менял и не добавлял, эксплуатировал её "как есть" в течение 4 месяцев (примерно 20 выходов на воду), с целью понять, какие именно доработки мне необходимы и почувствовать ее работу во всех режимах эксплуатации.
О результатах столь продолжительного тестирования могу сказать следующее:
1) Лодку с прицепом легко тянет легковая машина, что показала ее доставка моим Ларгусом из Пензы, а также выезды на Дон и Водохранилище на обычной "Ниве". Нужно добавить, что мягкость и комфортность хода обеспечивает подрессоренный прицеп.
2) Спуск и подъем лодки с прицепа на воду в одно лицо не вызыват особых затруднений, но следует помнить, что такую массу (точный вес не знаю, по прикидкам, вместе с мотором около 300 кг) сдвинуть с места на "сухом" прицепе одному и даже вдвоем - весьма затруднительно, это надо учитывать при выборе места спуска на воду.
3) Максимальная скорость на винте 13 шага: вдвоем 44-45 км/ч, в одного 48-49 км/ч, на винте 12 шага: вдвоем 41-42 км/ч, в одного 45-46 км/ч, в зависимости от загрузки, ветра и т.п. Максимальные обороты на 12 винте: 5500, на 13 винте: 5000. Для себя остановился на 13 винте, несмотря на недокрут - просто потому что нравится, как под ним ведет себя лодка: идет мягче и тише, к тому же скорость на крейсерских 4500 оборотах выше. На глиссер без танцев с бубном вытаскивает любую массу и под 13 винтом (сажал для эксперимента в лодку 6 человек и нормально шёл), поэтому считаю, что ставить "грузовой" 12 винт не нужно.
4) Расход топлива неприятно удивил: от 12 литров в крейсерском режиме (обороты 4500, скорость 35-40 км/ч) , до 15-16 литров в полную тапку. Но с учетом моих недлинных переходов (от 15 до 30 км за рыбалку) с этим можно мириться. На холостых оборотах, кстати, тоже приличный расход, много плавать и смотреть картинки в эхолоте получается накладно по бензину. По мощности: 30 л.с. это максимально разрешенный предел для данной лодки, и ставить больше желания не возникает. Можно было бы теоретически поменять движок на четырехтактный, но нехитрые подсчеты показывают, что по деньгам такая замена окупит себя только после 10-15 лет активной эксплуатации, а я так далеко не загадываю ).
5) Вместимость - для рыбалки вдвоем более чем достаточная. Я конечно понимаю, что нет предела совершенству и в лодке много места не бывает, но двое спиннингистов с полным комплектом шмурдяка друг другу не мешают от слова совсем. Пробовали ловить и втроем - это тоже можно, хотя и не особо комфортно. Для прогулок можно с комфортом разместиться вчетвером (лодка по паспорту четырехместная), а при необходимости можно посадить пятого (некрупного) пассажира в носовой кокпит на бак плавучести, там как раз удобно сидеть.
5) Управляемость и остойчивость - выше всяких похвал! Лодка умеренной килеватости (почти плоскодонная), при перемещениях людей от борта к борту кренов почти нет. "Дельфин" на любых скоростях также отсутствует.
6) Выявленнные недостатки: жестко идет по волне (следствие плоского днища и малой длины). Если при скоростях 25-30 км/ч, относительно высокая волна (около 30 см) ещё терпима, то если скорость выше 30 км/ч - лодка начинает прыгать по волнам и бить по задницам лавками. При легкой ряби естественно, никаких проблем с движением на высокой скорости нет. При большой загрузке роет носом волну на малых скоростях. Для устранения этого недостатка планирую приподнять на 12-15 см носовую площадку с частичным наращиванием носовых бортов (грубо говоря - увеличить немного нос), заодно и для установки моторгайда появится удобное место, но об этом ниже. Довольно шумный корпус на ходу - слышно волны, вибрации движка и т.п. (буду клеить шумовиброизоляцию на борта изнутри).
7) Планируемые доработки: электроподъем движка, помпа, фара, горн, моторгайд, работающий в связке с эхолотом, магнитола, компрессор для прокачки воздухом емкостей с рыбой (для устройства полноценного лайвела места в лодке, увы, нет), ну и мелочи, типа держателей спиннинга и прочее. Все основные опции уже закуплены, кроме аккумуляторов (сначала купил свинцовые, но вскоре понял, что дополнительные 60 кг в лодке будут сильно мешать, теперь коплю денег на LiFePo4, они должны быть намного легче и компактнее). Надеюсь приступить к апргейду лодки в конце октября.
Резюме: лодка меня устраивает, как минимально-достаточная для рыбалки в 2-3 человека и для прогулок в 4-5 человек. Можно конечно порассуждать о том, что гораздо комфортнее была бы посудина на 0.5-1 метр подлиннее, и я с этим полностью согласен, но по моим самым грубым прикидкам любая подвижка в сторону увеличения размера это уже автоматический переход в другой класс лодок, двигателей и требует соответствующей инфраструктуры (автомобиля, например,), что повлечет за собой материальные затраты на покупку и содержание в разы (без преувеличения) большие, чем я потратил и трачу на свой комплект в настоящее время. Поэтому в обозримом будущем (если конечно внезапно и сильно не разбогатею ), менять лодку на что-то более крупное я совершенно точно не намерен.
Всем спасибо за прочтение, надеюсь кому-нибудь некоторая информация будет полезной! Да и я заодно систематизировал информацию в голове, это гораздо легче делать, когда записываешь. Вот вам пару фоток напоследок, и с удовольствием отвечу на вопросы, если они появились