ЗДЕСЬ ТОЛЬКО В БУДНИ!
- Пожалуй возьму этот, в цвете «Black Bass», - приобретаю обновку под голавля - толстячка Red Rag 36F SR от Pontoon21.
Покупка моя была не случайной – наткнувшись на обсуждение данной приманки на одном из рыболовных форумов, едва увидев оговорку «голавль клюет только крупный», я загорелся. Ведь в ближайшие дни, в рамках нашего семейного ежегодного «минитура» по липецкой области предстояло посещение Красивой Мечи. Поездка эта – некий семейный компромисс. Для жены – посещение культовых Христианских объектов и покупка очередной коллекционной свистульки у задонских гончаров, для детей – интереснейший семейный парк «Кудыкина гора», а для меня же - очередное свидание с красивейшей рекой, каждый раз дарящей неожиданные рыбацкие сюрпризы.
Местечко близ деревни Курапово у старой мельницы широко известно любителям среднерусских красот. Сама же деревня скуплена под дачи. В связи с этим пребывание на реке нужно планировать на будние дни, ибо народец здесь крайне безалаберный – не успеешь оглянуться, как в месте, где и одному-то со спиннингом тесно, и при том, что рядом свободно, за спиной раздается голос поплавочника иль купальщика(!): «не помешаю?», «в тесноте, да не в обиде» и т.д. и т.п. Святая простота, да и только! Давно бы исключил я эту «мельницу» из маршрута, да есть один нюанс – цепь когда-то техногенных, а сейчас уже вписавшихся в природный ландшафт порогов и перекатов, превращают этот участок Красивой Мечи в голавлевое эльдорадо. Лично видел здесь в уловах «трешников», но тогда увлекала меня ловля мерного, в две ладони подуста. А теперь вот и сам загорелся лобастым голавлем.
Честно скажу, спиннинговую бель до прошлого года я целенаправленно не ловил, влетало что-то, но действуя «щучьей тактикой», значимого результата не получал. А в том году, на Мече рыба вообще ловилась плохо. Вода была низкой, и «крупняк», очевидно, ушел искать места где поглубже. И как результат, за пару июньских дней, когда удалось сюда вырваться, мною были изловлены лишь несколько жерешков да голавликов ну очень «спортивного» размера!
Разбили мы лагерь уже после захода Солнца. Позади много посещений, впечатлений, километров…
Быстрый ужин. Будильник на 4.00. Отрубаюсь.
От ненавистного трезвона продираю глаза, еще бы поспать, но рыболовный азарт выгоняет меня в туманное утро. Снаряжаю удилище и подхожу к реке прямо возле палатки, дабы размяться на тихом участке. Рыба не играет.
«Китайскими разведчиками», с заглублениями близкими к рабочим приманкам прощупываю дно. В районе полутора метров. Чисто. Можно приступать. Но весь арсенал, собранный из самых «хитовых» голавлевых приманок молчит. Вспоминаю про купленный перед поездкой воблер, мирно лежащий в палатке нераспакованным. Надо б проводку ему подобрать, да выдвигаться…
Red Rag? Red Rag!
Stop&Go? Stop&Go!
БАХ!
Буквально на пятом забросе получаю мощнейший удар метрах в семи. У берега неприятная растительность, приходится форсировать. Удилище с тестом до 16 г, которое выбрал для почину, удивительно легко доставляет «закилошника» на берег. Будучи уже у ног, голавль пытается заглотить этот напоминающий жука, крэнк. Колется и резким движением рвет узел, соединяющий плетню с флюрокарбоновым поводком. Да, к вязанию узлов нужно подходить с аккуратностью!
Чтобы снизить для рыбы стресс, смачиваю руки в воде и обрабатываю раны от крючков специальным препаратом. Фотосессия. Отпущен.
«Закилошник» этот меченный – на голове у него «плешь», рана почти до кости, размером с двухрублевую монету. Толи карпоед, толи «просто рана». Если вам доведется поймать на Красивой Мече в районе Троекурова данного плешивца, прошу снова сохранить ему жизнь! К слову, желудок у рыбы был пустой.
Еще немного пополоскав приманку, иду на быстряк. Перед водопадом - ноль. Иду вниз первого переката, где река сплетает струи ниже острова. «Жук» отлично держит струю. Снос, поклевка, и теперь уже «подкилошник» бьется у моих ног. Да, это мой день!
Под кустом у противоположного берега начинается яростный бой кого-то ну очень бОООльшого!
Бросаю на всплеск. Но в адреналине подматываю узел к поводку выше тюльпана и, пытаясь сделать дальний заброс, отстреливаю приманку. Эх!..
Ты был добр ко мне, Red Rag, пусть вода тебе будет пухом!..
Деморализованный, бреду ко второму перекату, где уже засаживаю в кувшинках недалеко от берега и «Чаббик». Ладно, завтра приду в забродниках или… искупаюсь…
Красивая Меча и вправду «красивая». Она, выделяется среди своих равнинных сестер крутыми берегами с выходом каменистых пород. В Курапово скальные плиты образуют террасу, местами выдающуюся над руслом. Симметричны и ровны камни, будто кем-то тысячелетия назад здесь был проложен тракт. Тут и приходится передвигаться между точками ловли. Это придает рыбалке экзотический привкус, а в сырую погоду реальную опасность оскользнуться и разбиться о камни.
- Эта скала «Инвалидкою» зовется, - сказал мне лет пять тому назад местный рыбак, - на ней мой дед сидел… На войне обе ноги потерял. Доезжал до скал на коляске, а тут ползком… Весь колхоз рыбой кормил… А вот за тем кустом родник…
С тех пор, проходя мимо этого нависающего над водой стола, я чувствую себя приобщенным к таинству места. Представляю того безногого рыбака, добытой из реки едой доказывающего свою пригодность в мире двуногих в то голодное послевоенное время…
На обратном пути трех-пятиграммовые блесенки изредка достают мелочь. Притом вверху водопадика, где утром молчало, с первых забросов вылавливаю две рыбы подряд. Один голавль тянет на полкило. Эта рыба сытая – пузо вот-вот лопнет! Вообще заметил, голавль стал реагировать на блесны лишь после того, как Солнце набрало силу. Да, сегодня ясно и солнечно.
Поражают утки. Они повсюду. Неспешно так и вальяжно плавают в самых бурунах и даже на гребне водопада, опровергая законы физики.
Ноги уже слегка заплетаюся – «кончается топливо». Пора двигать к лагерю.
…Во время утренней «пробежки» заметил, что довольно быстрая «палка» рвет рыбе губы. При том, что у экземпляров покрупнее, на грани схода. Достаю «параболик» и предлагаю жене прогуляться на родник, пополнить водный
3 запас, имея шкурный интерес к попутному перекату, вернее верхней части водопада, где как я упоминал ранее, были поклевки.
Под струями получают гидромассаж купальщики. Не мудрено – жара, полдень. Тем не менее, почти на каждой проводке в нескольких метрах от плюхающихся людей на трехграммовую колебалку следуют поклевки. Но рыбка мелковата – не засекается даже на такого «микроба». Все ж одного лобастика паркую. Жене наскучило, торопит. Все.
Вечером решаем с сыном пройтись по «местам боевой подустовой славы» с поплавком. Точнее «вооружен» удочкой только сын, я же отвечаю за тактику и стратегию… и багаж. Я в этой «горной» прогулке, его Шерпа, ну, кто понимает… В позапрошлом году мы с ним тут таких «ломтей» на тину надергали! К подусту у нас прямой гастрономический интерес. Голавлей же, эту «форель» средней полосы, отпускаем, питая лишь интерес спортивный. Кстати в это время года голавль здесь ловится примерно до пяти вечера, проявляя кратковременную активность уже после заката. Поэтому я сейчас без спиннинга.
- Здорово! Как улов? – подхожу к местному рыбачку, швыряющему крупный поплавок с пятиметровой Инвалидки прямо в бурные струи.
- Лещ есть, хороший попался. Вырезуб…
- Лещ на таком тягуне? Вырезуб?!
Рыбачок делает шестиметровым удилищем хлесткую подсечку и на крючке бьется серебристая ладошечная рыбка.
- Вырезуб. Мелкий, - констатирует он, - а незнакомка второй год редкость…
«Вырезуб» оказывается «рыбцом». А «незнакомка», как я установил еще несколько лет назад – это «подуст». Ох уж эти местечковые названия! Вы еще не слышали как карася здесь кличут, из головы вылетело к сожалению, обхохотались непременно!
Из короткой беседы выясняю, что ловит он на пареную пшеницу, которой и прикармливает. Что вода грязновата, поэтому на траву рыба сейчас не идет и, возможно, потому и «незнакомки» на перекате нет. Что еще рыба ловится на «водяного» - личинку стрекозы, которую добывать ему лень, да на кукурузу, которой у него нет. А месяц назад карась «вОООт такой» ловился «тама», «в кушарях» на червя и кукурузу…
Мне кажется я говорил, что отвечал за «тактику и стратегию»? Так вот, со стратегией-то я и не справился… Запамятовал перед поездкой купить сыну, как тут ловят, семиграммовые яйцевидные поплавки. Единственный «правильный», что был, Димка зацепил за камни и оторвал на одной из первых проводок. Двухграммовые, что были в запасе с «тихих вод», мгновенно затягивало течением, делая ловлю невозможной. Пробовали ставить тяжелый грузик и изобразить что-то типа «сплитшота» или «отводного» - пусто. Проводка не в ту сторону. У рыбы здесь своя тактика – стоять в камнях против течения и ждать еду, приплывшую сверху. За пару часов удалось вымучить лишь одну поклевку. Этого несчастного «вырезуба», то бишь рыбца, пришлось забрать – крючок повредил ему жабры. Забегая вперед, скажу, что это единственная рыба, коей в рамках данной поездки предстоит знакомство с человеческим желудком. Те же, кто регулярно здесь промышляют, имеют-то не плохие уловы…
Ночь с пятницы на субботу была не менее теплой. В предвкушении новых приятных сюрпризов вскакиваю за пять минут до будильника. И снова к заветному месту напротив палатки в надежде на очередное свидание со своим «плешивцем» и/или его «однокашниками». Заброс и… дежавю:
- Места на всех хватит! – два студента-старшекурсника уже разматывают удочки у меня за спиной.
- Я тут в том году ловил, место-то мною прикормленное! – выдал щекастый, отхлебывая из бутылки, - рыбки сейчас натаскаем!
- Славец, где это ты пиво взял? – с завистью обратился к приятелю сутулый.
- Да это еще из Москвы…
- Удалось ли вам уже наловить рыбы? Погодка сегодня просто превосходна!.. – это уже Славик, утирая панамкой губы, обратился ко мне.
«Эка ж, какой вежливый», - подумал я про себя, - «на «вы», однако, да так литературно…»
- Сегодня начал только, - а далее поведал о своей вчерашней удачной охоте.
- И что, таких великолепных рыб вы отпустили?! – не спросил, а воскликнул круглолицый Слава.
- Их бы в фольге… - мечтательно произнес сутулый Костян и высокомерно посмотрел на меня, как на дурака.
И почему только в подобного рода ситуациях именно я чувствую себя не ловко?
- Именно потому, что великолепные. - Оборвав диалог, беру рюкзак и отправляюсь к следующим точкам.
Везде, где только можно подойти к воде – стоят палатки. Народ подвалил ночью. Пять утра, а на первом перекате уже купается компания – похоже, что не ложились. С риском для жизни спускаюсь по отвесной скале к воде. На вертушку садится голавлик, граммов на триста. Приободряюсь. Кидаю, меняю приманки, кидаю – по нулям. Хохмы ради вяжу отводной со «съедобкой». И тут, в двух метрах от меня буруном выбрасывает рыбешку, сантиметров пятнадцати длиной, и морда, огромная наглая морда, прямо у меня на глазах начинает ее медленно жрать! Завороженно и восхищеннно смотрю на огромный, по-акульи возвышающийся над водою плавник. Восьмидесятисантиметровый голавль, на прикид под пять кило, наслаждаясь собственной мощью, смакует жертву. Неспешно берет ее поперек, отпускает, снова берет. Играет, как кот с мышью и, как только я, очнувшись, делаю резкое движение, дабы избавиться от отводного, голавль, встретившись со мною глазом, стремительно всасывает рыбца и исчезает в струе. Бью себя по лбу: «минохи», конечно ж «минохи»! Но тщетно. К тому же прямо напротив становятся поплавочники и мешают ловить. Вспоминаю, что на нижнем перекате еще нужно спасти «Чаббика» и выбираюсь наверх. На нем тоже аншлаг. Воблер, до этого аккуратно висящий на травяном островке, прогнозируемо отсутствует. Зато мужик в вейдерсах, посреди реки активно орудует шестиметровым удилищем. Стоя по шею в крапиве, блесною багрю плотву. Все. У рыбы сегодня явно тоже выходной.
Не доходя до лагеря встречаю смятенную чем-то жену.
- Я детей оставила, а сама тебя пошла искать, там…
Еще не окончилась ее тирада, как с пригорка становится все понятно: вокруг нашей палатки и машины разбит целый городок, да так «продуманно», что выезда-пути отступления не оставлено.
Иду ругаться, чтобы освободили проезд – пребывание здесь уже становится просто не выносимым. Тут в компании на трех квадрациклах вновь появляется вежливый Славик. Спешившись аккурат между нашими палаткой и столиком.
- Этим чудесным утром удалось ли вам повторить вчерашнюю крайне успешную рыбалку?
Бурчу ему что-то в ответ, а жене: «давай собираться».
Наскоро запихиваем вещи в машину, купаемся на дорожку и отчаливаем.
Говорил же я вам, здесь только в будни!