Тема: На моторной лодке по реке Воронеж
На моторной лодке «Викинг-420» по реке Воронеж.
08.08.2015г, в субботу, второй выход на воду в этом сезоне.
Экипаж – я и супруга.
Катер, а точнее, лодка, Викинг-420 с подвесным мотором
Ямаха F60 CETL.
Лодку спустили в 13.00 на пляже села Манино Липецкой области,
в 65 км от Воронежа.
Главная задача – проверка нового мотора и подбор винта.
Контроль скорости по GPS GARMIN.
Направление – на Липецк.
Фарватера не знали, шли на удачу. Я прислушивался к мотору, присматривался к поведению лодки. Скорость не выжимал, это потом.
Каждый раз, когда видели причаленную моторную лодку или катер, останавливались и интересовались ситуацией впереди.
Много встречали байдарочников, 2-3 мотолодки и 2-3 надувных ПВХ.
Встретили странную процессию:
Караван из 7-8 надувных резиновых лодок, сцепленных друг с другом, в каждой из которых находилось по 2-4 человека молодых ребят и девчонок, тащила такая же резиновая лодка с маленьким мотором. Скорость была типа пешехода, но ведущая лодка не давала возможности «опытным морякам» болтаться от берега к берегу и обеспечивала продвижение вперёд.
Вторая лодка с мотором тащила такой же караван из 7-8 сцепленных резиновых лодок, загруженных всяким скарбом.
Поинтересовались, откуда? Оказывается, из Липецка.
Думаю, шли они уже не первый день.
Река полноводная, извилистая, красивая. В Липецкой области по берегам мало построено дворцов и зАмков, нечистоты не сливаются в реку, поэтому она мало заросшая.
Местами сужалась до 10-15 метров, нависали деревья, получался своеобразный сумрачный тоннель над водной гладью. Таких участков прошли 2, да ещё с крутыми поворотами русла, и в обоих сужениях торчали ветки упавших деревьев. Кое-как пробрались.
В этих загадочных местах казалось, что над вершинами мощных деревьев сейчас проплывёт маленькая голова тридцатитонного динозавра, а из трёхметровых камышей выплывет десятиметровая анаконда.
Мне этого очень хотелось!
Так чувствуют себя, наверное, путешественники в верховьях Амазонки. Тишина, дикость, чувство тревоги и опасности, желание поскорее выбраться из этого сумрака.
Адреналин по полной.
Иногда шли в полном одиночестве десятками минут, ни людей по берегам, ни лодок на воде, только птицы да дикие утки с утятами. Дремучие заросли и сплошной стеной высокие камыши.
Много летало цапель и коршунов.
В районе примыкающих к берегу деревень на диких пляжах было много купающихся местных жителей, много палаток и целых лагерей. Скорость снижали, я подавал сигнал сиреной и переходили в водоизмещающий режим.
Встречали много торчащих над поверхностью воды чёрных голов подводных охотников. Так же сигнал и снижение скорости.
Шли 2 часа, прошли вдоль берегов сёл Савицкое, Курино, Вертячье, Большой и Малый Мечек, Малинино, Круглянка, Вербилово, Грязное, Карамышево, дошли до Падов.
Из опасения, что может не хватить бензина на обратный путь, развернулись. Хотя я залил 3 установленных в лодке пластиковых бака: 30л, 24л, 12л.
Мотор новый, сколько он расходует – не знали, (по инструкции при полных оборотах расход 20л/час. Но инструкции к импортной технике пишут сумасшедшие, только сумасшедшие).
Практически оказалось, что при общей массе лодки, мотора, нас двоих, бензина и багажа - что-то ~ 600кг - расход на один час составил ~8-9 литров. Для шестидесятисильного мотора это очень не плохо.
Теперь будем планировать запас бензина для многочасовых походов по реке Воронеж от Ступинского моста до Липецка и обратно – 280км, и по Дону.
Назад от Падов до Синдякино шли с остановками так же 2 часа.
Когда шли в сторону Липецка, на одном из плёсов увидели причаленную моторную лодку Воронеж-2. Мужчина и женщина на песке организовали мини лагерь.
Причалили, поговорили, они сказали, что ходили дальше, фарватер чистый, опасностей нет, они дошли почти до Троицкого - цели нашего сегодняшнего похода. Они оказались воронежцами. Я сказал, что не прощаюсь, дойдём до Троицкого и развернёмся назад, возможно, наши земляки ещё будут здесь, и назад пойдём парой, будет интересно.
Но до Троицкого нужно было идти от их стоянки часа полтора, они ошиблись в расчётах.
Когда мы на обратном пути выскочили из очередного поворота, увидели лодку и наших, теперь уже знакомых, земляков на том же песчаном плёсе. Они уже собрались, мы обменялись телефонами, поговорили, они ушли минут на 5 раньше нас. Догоняли мы их минут 20, потом пошли за ними. Скорость была ~45 км/час.
Прошли село Манино, где мы спускались, дошли до Синдякино, посмотрели их место спуска. Посигналили и назад в Манино.
Впечатление от похода наилучшее, меня Бог наградил любовью к Природе, и сегодняшний день был поистине великолепен. Безукоризненно вела себя лодка, вписывалась, на высокой для воды скорости, в повороты любой крутизны, иногда ложились на бок, казалось, что борт ниже уровня реки.
Превосходно показала себя четырёхтактная Ямаха-60.
Не зря её считают лучшей из импортных ПЛМ.
Безумно красивые берега, такого великолепия не встретишь на широких реках, даже на том же Дону. Правда, правый берег Среднего Дона с его высокими, холмистыми меловыми берегами считается самым красивым в Европе. Но это предстоит узнать в ближайшее время. По Дону был всего один поход в составе двух лодок 2 года назад, и до холмистых берегов мы не дошли.
Теперь с таким мощным мотором хочется, до дрожи в руках, в дальние походы.
От Ступинского моста до Липецка на реке Воронеж есть 3 сложных и опасных препятствия:
Синдякинский фундамент старинной плотины,
Куринские мели,
Троицкий мост.
Синдякинский фундамент остался, по одним сведениям, от Петра-1, который 300 лет назад строил под Воронежем первый российский флот, вырубил леса на берегах реки Воронеж, она обмелела, плоты стали садиться на мели. Иинженеры подсказали построить 5 плотин со шлюзами, подняв таким образом уровень реки в среднем на 1 метр. Это исторический факт.
Плотины разрушились, а фундаменты остались. Дуб стал морёным, по прочности приблизился к стали.
По другим сведениям - это фундамент старинной плотины для мельницы.
Как бы то ни было, затопленный фундамент при низкой воде, когда долго нет дождей, становится преградой для моторных лодок. Несметное количество винтов, редукторов и транцев на его счету.
Есть там и мой винт.
Когда наступает засуха, уровень воды настолько опускается, что колья фундамента выступают из воды, тогда можно лодки безопасно проводить вручную.
Куринские мели менее опасны, но тоже труднопроходимы. По какой-то причине около 1 км реки всегда затянуты песком, сплошные мели, причём, из года в год перемещаются. Лодки с ходу налетают на мели, бороздят песок и садятся на брюхо, песок забивает каналы охлаждения мотора.
Хорошего мало, если не успеешь заглушить мотор.
Люди стоят на середине реки, и им по щиколотку.
Но всегда остаётся более глубокая узкая полоска, по которой можно на высокой скорости пройти, только её нужно найти. Лучше с помощью местных жителей, которые летом в выходные отдыхают на берегу.
Троицкий мост. Это где-то в 30км от Липецка. Он металлический, низкий, в среднем пролёте оставлен проход для небольших лодок.
Для средних и больших катеров дальше пути нет, это препятствие непреодолимо.
Выходной прошёл потрясающе! Мы получили от стремительного движения по изумительно красивой реке огромное удовольствие! Быстроходная, послушная лодка, бесконечные повороты, лагуны, впадающие маленькие речушки, медовый аромат от вьющихся по берегам каких-то растений, дикие утки, цапли, коршуны, кувшинки, лилии, быстро меняющиеся живописные картины проносящихся берегов.
Удобные мягкие сидения, великолепный обзор, тонированное лобовое стекло, ветер в лицо, аромат цветов и трав.
Мы не заметили, как пролетели эти 4 часа, давшие нам столько удовольствия и радости.
Потом долго будут воспоминания и волнующая душевная теплота от увиденного и пережитого…