Позволю себе кроме ссылки , вставить текст статьи.
Слов много, но весьма познавательно.
Чужебесие на воронежской земле.
12 Августа 2013 .
Арина Чеснокова, сотрудник кафедры гидрогеологии, инженерной геологии и геоэкологии Воронежского госуниверситета.
4pera.ru/news/analytics/chuzhebe … koy_zemle/
22 июня в районе хутора Сорокинский (станция Елань-Колено) состоялась очередная акция гражданского неповиновения, проведенная местными жителями при поддержке представителей донского казачества. Цель - не допустить добычу никеля на Хопре. Мирный митинг, а затем крестный ход вылились в погром лагеря геологов, уничтожение буровых установок, машин и дизельных генераторов. Число участников акции - более 2 тыс. человек. Следственными органами возбуждено уголовное дело по статье 212 УК РФ (массовые беспорядки). Прямо булавинский бунт.
Так в чем же дело? Что заставляет тысячи людей бросить все и крушить буровое оборудование? Что тут - «русский бунт - бессмысленный и беспощадный»? Кто сами участники акции - неолудиты или защитники экологии Хопра? Самый удобный для властей сценарий: пьяные казаки, купленные «Норникелем», праздношатающиеся пенсионеры и карьеристы из «Антиникеля» добывают себе политический капитал. Так, по крайней мере, в приватной беседе объяснили мне ситуацию в областном экологическом департаменте. Более категорично высказался журналист Андрей Серенко: «Видимо, России суждено пережить вторую редакцию «черной сотни» уже с новыми проходимцами». А замгендиректора Уральской горно-металлургической компании Евгений Брагин в интервью и вовсе заявил, что протестующие против никеля бездельники «хуже африканских аборигенов».
Казаки валового круга «Спасение Хопра», напротив, заявляют, что провокации организуют сами власти в угоду интересам транснациональных корпораций, стремящихся оккупировать и разграбить невозобновляемые природные богатства Воронежской области. В общем, «все куплено Сионом». Местные жители даже начали демонстративный сбор никелированных ложек - «Путину на бедность». Судя по видеороликам, выложенным на сайте za-hoper.ru/oficial, властьпридержащие ловко и грамотно спекулируют на людском горе (бедности и безработице) по всем правилам манипуляции общественным сознанием. Происходящее напоминает разведку боем для выявления реальных сил протестующих - выпустить пар.
Если спуститься в предысторию (образно - в преисподнюю), то все начиналось с геологической сказки. В начале «лихих» 90-х годов практически в каждой воронежской газете регулярно публиковались беседы с профессором ВГУ Николаем Чернышевым на темы «Стоимость воронежских недр превышает нынешний бюджет России», «Блеск воронежских алмазов», «30 миллиардов долларов в недрах области», «Воронеж - алмазоносная и золото-платиновая провинция». Впору было брать лопату и добывать халявные сокровища. Прямо Клондайк и Эдьдорадо вместе взятые, чуть ли не копи царя Соломона. Да и как было не верить сказке при той нищете, а почти в каждом послесловии к тексту было сказано: «В штате Техас (США) каждый житель получает на свой счет 3-5 тыс. долларов за доставленные неудобства при разработке недр».
Нашему воображению рисовали заманчивую картину - из скучной и отсталой аграрной провинции Воронежская область превращается в опорный горнодобывающий регион, оснащенный высокотехнологичным оборудованием. Возникает наукоград, где отрабатываются современные методики экологически чистой добычи цветмета.
Металлогения воронежского кристаллического массива была изучена давно. В 60-е годы ХХ века в Воронежской области было открыто пять платиноидно-медноникелевых месторождений: Нижнемамонское, Подколодновское, Юбилейное, Еланское и Елкинское. Платиноидно-медноникелевые руды залегают на значительных глубинах с толщиной слоев от 1 до 85 м и протяженностью от 150 до 2,2 км. Содержание никеля и меди колеблется от 0,2-0,7% до 4-5%. Но трезвые кремлевские политики решили не превращать аграрную область в горняцкий регион. Мол, хватит пока мегакарьеров Курской магнитной аномалии, а также Павловска, добывать руду надо в регионах Крайнего Севера и Дальнего Востока, проложив туда железные дороги (например, ту же Байкало-Амурскую магистраль). Что касается эталонных воронежских черноземов, то здесь, считало руководство, требуется выращивать зерновые и технические культуры.
Областные власти находились под «рецидивом аграрного мышления» и под страхом «дать добро на распродажу Родины». Так клеймили власти воронежские СМИ. Региональных бюрократов высмеивали обидными карикатурами, где область рисовалась в виде кладбища, а могильный камень украшала надпись «Здесь покоятся 30 миллиардов долларов». Кстати говоря, в русской классике подобный сюжет описан. В чеховском «Вишневом саде» разорившийся помещик Симеонов-Пищик радуется: «Приехали ко мне англичане и нашли в земле какую-то белую глину…». Ему под стать и Любовь Раневская с братом Леонидом Гаевым, чья безхозяйственность, собственно, и привела к вырубке сада - налицо был соблазн «ресурсного» решения экономических проблем.
Пока шел спор, какому «богатому Буратине» отрабатывать воронежские месторождения - финской Outokumpu или «Норникелю», идея создания «Нью-Васюков» витала в сфере далекой и все же неизбежной перспективы. Но с ней явно не спешили. Дело в том, что деятельность Outokumpu и «Норникеля» так или иначе наносила огромный ущерб окружающей среде. Как оказалось, полностью безопасных способов шахтной добычи пока не существует. Как не существует и эффективных способов 100-процентного извлечения всех сопутствующих компонентов (например, золота и платины), поскольку для их и никеля добычи необходимы разные технологические процессы. Таким образом, при нынешней технологии добычи, как обычно, снимут сливки, а большую часть руды оставят в отвалах. Такова реальная практика мировых ГОКов. В общем, если посмотреть на ситуацию трезво, можно и подождать с разработкой никеля на воронежских черноземах 50 или даже 100 лет: по прогнозам, в Новохоперском районе Воронежской области находится одно из последних крупных месторождений никеля в Европе.
Управление «Норникеля» всегда подозревали в нежелании разрабатывать воронежский никель и в «намеренном» проигрыше прошлогоднего конкурса. Немаловажную роль, видимо, сыграло и то, что многие жители Норильска переехали на жительство в Воронеж, и нам известно о всех негативных последствиях современной никеледобычи. В управлении «Норникеля» отлично знали неизбежную отрицательную реакцию местных жителей. К тому же расчетный срок эксплуатации Еланского и Елкинского участков - всего 30-40 лет, что не оправдывает разрушение невосполнимых природных ресурсов.
В результате конкурс выиграла структура УГМК, прежде не имевшей опыта добычи никеля. Уральские медные рудники с их вековой, демидовской традицией до сих пор служат эталоном горного дела. Равно как и кавказские свинцово-цинковые рудники, их разработку тоже присвоила себе УГМК. Их-то и показывает сайт УГМК в качестве положительного примера. Но кто даст гарантию, что для Еланского рудника, на его 40-летний срок эксплуатации, все сделают, как на Урале? Например, в Осетии уже несколько лет идут митинги против УГМК, и население требует закрыть вредное производство.
Населению Воронежской области обещают 2,5 млрд рублей налоговых поступлений в год, 4 тыс. рабочих мест (на бирже труда Новохоперска уже предлагают вакансии на несуществующем ГОКе), современную инфраструктуру и сопутствующие ей дополнительные финансовые вливания. Однако неминуемо напрашиваются аналогии с «Обществом гигантских растений» из носовского «Незнайки на Луне».
Поскольку основная часть акций УГМК принадлежит «Талберг Инвестментс», «Бергеннд Инвестментс» и «Селмареко Лимитед», расположенных на Кипре (Никосия), основная прибыль, судя по всему, уйдет вместе с экспортируемым никелем за кордон. То есть 30 млрд долларов пройдут мимо кассы, и на никеле наживутся международные олигархи.
Так что в нашей сказке все получается намного круче. Вместо маститого профессора-академика Чернышева возникает новоявленный «Гарун аль Рашид» - Искандар Кахрамонович Махмудов родом из Бухары. Он и является президентом Уральской горно-металлургической кампании. По данным Forbes на 2011 год, Махмудов обладает состоянием в 9,9 млрд долларов, что позволяло ему занимать 12-ю строчку в списке богатейших людей России и 88-ю строчку в мировом рейтинге. Он, конечно, не геолог. В 1984 году окончил арабское отделение факультета востоковедения в Ташкенте. До 1988-го был военным переводчиком в Ливии и Ираке, потом - чиновником «Узбекинторга».
Переехав в Москву в начале 90-х годов, Махмудов устроился в одну из структур Trans World Group, где начал сотрудничать в алюминиевом бизнесе своих ташкентских земляков - братьев Михаила и Льва Черных (в прошлом - цеховиков, воротил теневого рынка). В дальнейшем стал работать самостоятельно, приватизировав все уральские медноперерабытывающие заводы и став президентом УГМК. На начало 2002 года, по данным журнала «Профиль», Махмудов контролировал 40% добычи меди в России на внешнем рынке. Более 80% производимой УГМК меди шло на экспорт.
Карьера для 50-летнего человека поистине фантастическая, он также совладелец компаний «Транстрой», «Трансмашхолдинг», «Желдорреммаш», «Аэроэкспресс», «Международные космические услуги», футбольного клуба ЦСКА, телекомпании «АТН». К 2015 году Махмудов планирует направить усилия на разработку нового регионального реактивного самолета. Он будет выпускаться на заводе в Чехии.
На долю УГМК приходится 25% отечественного рынка проката цветных металлов, более 50% европейского рынка медных порошков, около 60-70% российского экспорта угля в страны Западной и Восточной Европы. Общая численность персонала - более 70 тыс. человек. В общем, Махмудов - владелец заводов, газет и пароходов. Похоже, даже покойный Борис Березовский в сравнении с ним был мелкой сошкой. Под стать Махмудову и его деловой партнер Андрей Козицын - генеральный директор УГМК. Карьера тоже головокружительная. В 1979 год он - электрослесарь на предприятии «Уралэлектромедь», далее окончил горный техникум и металлургический институт. В 1995-м принял должность генерального директора того же предприятия. В 1999 году вместе с Махмудовым они учредили УГМК. Один стал ее президентом, другой - гендиректором. Яркой страницей биографии Козицына был захват Качканарского ГОКа «Ванадий» - единственного в мире предприятия по добыче железнованадиевой руды.
У геологов бытовала озорная частушка: «Если ты тупой, упорный - поступай учиться в горный». Для нашего случая она подходит. Так, имея минимум геологического образования, вкупе с «арабистом» Махмудовым Козицыну удалось превзойти самого Николая Чернышева - заведующего кафедрой минералогии, петрографии и геохимии ВГУ, директора НОЦ «Геология рудных месторождений» ВГУ - Института геологии рудных месторождений Российской академии наук, доктора геолого-минералогических наук. Он имеет звания Заслуженного деятеля науки РФ, Почетного разведчика недр, члена-корреспондента РАН, академика Российской академии естественных наук, академика Международной академии наук высшей школы, академика Международной академии экологии, безопасности человека и природы.
Академик Николай Чернышев всю свою жизнь занимался воронежским никелем. Но не он, а заместитель гендиректора УГМК Евгений Брагин (магистр философии, 1979 год рождения) читает в Воронежском госуниверситете лекцию «Экологическая проблема исследования никелевых месторождений», а маститый академик (ему за 80) внимательно слушает «философятину» об абсолютной безвредности будущих шахт.
В общем, обычная сказка про белого бычка. Ну кто поверит, что добыча руды с таких глубин и ее переработка совершенно ни на что не повлияют? Да у нас рытье любой канавы сопровождается таким свинством вокруг, а тут целый ГОК, планирующий добыть 631,2 тыс. тонн никеля, меди - 72 тыс. тонн, кобальта - 53,8 тыс. тонн! Но ведь итоговые тысячи тонн при однопроцентном содержании полезной массы означают миллионы тонн перерабатываемой породы. Впрочем, руководство УГМК не прочь прикрыться местными геологическими авторитетами. Какой тонкий ход! Академика Николая Чернышева и главу «Воронежнедр» Александра Плаксенко, что называется, «взяли в долю», предложив им почетные посты в компании. Именем Чернышева предложено назвать одну из шахт. Потенциальная угроза, а она была, от ученой критики проекта ликвидирована. Ведь на некоторых аргументах Чернышева были основаны дебаты противников добычи никеля. Экологическое управление области, преобразованное в департамент, в свою очередь, тоже сменило руководство с подачи губернатора Алексея Гордеева - на место специалиста-эколога Надежды Стороженко пришел водоканальщик Алексей Карякин.
Ход, как представляется, безпроигрышный - геологический инстинкт Плаксенко и Чернышева выведет уральских коммерсантов на новые воронежские сокровища. А на очереди еще несколько подобных месторождений, равномерно разбросанных по Воронежской области. Да что там Воронеж! Уже поговаривают о никеленосности Липецкой области. Так сказать, лиха беда начало. Но, по большому счету, вся суета нужна для обогащения одной семьи - самого Искандара Кахрамоновича, его сына Джахонгира и жены Маргариты Ильдусовны. Живут же люди! Правда, компания Махмудова намерена с 2023 года ежегодно безвозмездно выделять 50 млн рублей для решения социально-экономических вопросов Воронежской области. Конечно, не 3 тыс. долларов на каждого жителя, но все же по 20 долларов на брата, или по килограмму никеля, пожалуй, выйдет. Говорят также, что УГМК будет исправно платить 5% налогов в бюджет области, создаст 4 тыс. рабочих мест и построит новый Дом престарелых.
Надо сказать, что акция по отработке воронежских недр на медийном уровне была проведена достаточно грамотно. Воронежских журналистов отвезли на уральские ГОКи и выложили на свой сайт красочные картинки-пасторали на тему «Шахта в городском парке», «Шахта на лугу», «Шахта на рыбном озере», «Счастливые шахтеры идут в клуб», «Меню заводской столовой» и т.д. А в последнем своем интервью Николай Чернышев заявил, что воронежцы должны радоваться разработке месторождений. Страна давно живет продажей сырья за рубеж. Ему вторит и молодой Евгений Брагин. Он говорит прямо, без обидняков: ваша область дотационная, вы живете за наш счет. То есть - за счет минерально-сырьевой базы Урала и окрестностей. Хватит халявы - пора делиться.
«Бедным» олигархам еще так много надо... Простым людям, в том числе и жителям Новохоперского района, их желаний понять не дано. Но 20 долларов в год - цена рождественского гуся - они в состоянии заработать безо всяких шахт и карьеров. Наверное, поэтому местные жители и примкнувшие к ним донские казаки постоянно весь год митингуют, время от времени устраивая погромы буровых машин.
По утверждению известной писательницы Юлии Латыниной, новохоперцы чуть ли не колдуют, протыкая иголками фотографии уральских старателей. «Я чувствовала себя, знаете, этнографом, собирающим диссертацию на тему «Мифологические представления туземцев Прихоперья о борьбе светлого бога Чернозема с хтоническим божеством Никелем», - заявила Латынина по итогам экскурсии в Новохоперск.
Да, жители Прихоперья оценили действия УГМК как агрессию и оккупацию. Но с их мнением мало кто считается. Поэтому всенародные протесты порой приобретают мифологический вид. Особенно трогательно, когда маленькие «туземные» девочки читают на митингах свои стихи, а «туземная» бабушка окропляет святой водой «окаянного супостата». Чем не тема для диссертации? Да происходи все в другой стране, в период «холодной войны», в годы критики против «геноцида и апартеида» народов Африки империалистами США, «песни протеста» изучали бы в наших средних школах. Но у нас не Африка и вместо туземца с пикой - казак с нагайкой.
Под стать Латыниной - добровольные помощники и доброхоты из мелких СМИ и «Твиттера», умудрившиеся обойти даже местные сортиры и поведать в своих блогах о тамошней антисанитарии. Ну прямо - Миклухи Маклаи среди грязных полинезийцев. Евгений Брагин как-то заявил, что провинциальный Новохоперск и его окрестности находятся на уровне развития XVIII века. А поскольку движущие силы протестантов, по мнению Брагина, - в основном безработные алкоголики и маргиналы, у руководства УГМК есть отличный повод ввести оккупационный ЧОП и для защиты своего имущества привлекать силы местной полиции, прокуратуры и других силовых структур.
Был и намек на введение внутренних войск для произведение зачисток (как сказал Брагин, чтобы проверить документы). Но, судя по предыдущей деятельности компании Махмудова и Козицына, основная ставка будет сделана на подкуп властных структур, дискредитацию и запугивание основных лидеров антиникелевого движения.
в комментах к статье, на 2 странице,- написал stepniak 14.08 08:44 , тоже по делу чел. сказал.Да и вообще, комменты интересны. Видно что не заказуха и не проплаченные пед..., пардон, гамадрилы писАли.
пс. ну и, чести ради, нужно сказать что не все у нас разделяют антиникелевую позицию. В тех же "4-х перьях" есть вот такое:
4pera.ru/news/analytics/izbiratelnost_protesta/
Русский, значит - православный.