Тема: Вперёд на Север. Ижмозеро-Пурос
...
............................................................................................. Счастье вдруг...
............................................................................................. В тишине
... Вперёд на Север. Ижмозеро-Пурос
И так планов громадьё и приятно, когда их можно осваивать, воплощать мечту и желание, идти по маршруту, начерченному в долгие зимние вечера на карте. Сколько мечталось, виделось и сомневалось. Еще раз отмерялось, вспоминалось, заново прикидывалось, узнавалось. Сколь обдумано, представлено и пройдено в мыслях. Назрел момент двигаться. Двигаться вперед.
Прошлый прорыв на Ижмозеро можно, по правде сказать, был революционным в области использование мотобуксировщиков для перевозки таежников и грузов летом по бескрайним северным походам. Одно дело двигаться по зимникам и направлениям рядом с основными дорогами, другое дело оторваться от техподдержки и устремиться в тайгу. Четыре километра зимника и четыре болотами разной категории сложности с различным растительным покрытием от моха до кочек, от трясины до сосновой или березовой поросли. В прошлый раз был просто поражен представившимися возможностями.
И так первый этап маршрута пройден. Во втором походе ставим задачу дойти от Ижмозера нашей стоянки, до озера Круглого, если все сложится, то дальше болотами выйти к заброшенной колее ГТТ в северном направлении и по ней выйти к Пурос-озеру. Тем самым заложить плацдарм для дальнейшего прорыва в направлении среднего течения реки Чидвия славившейся в свое время отменным щучьим клевом и одиночными трофейными харюсами.
Команда сложилась надежная Леша Минаич, заядлый щукарь-жерличник, не раз с ним походничал да Иван, таежный охотник с поморской деревни Сояны.
В полдень в понедельник 27 июня выезжаем из города на двух машинах. Рено «Кенга» загружена буксировщиком и тремя волокушами и «Волге». Любезно согласился нам помочь мой товарищ по прошлогодним походам на Пичкозерье, Влад.
За бортом в тени плюс тридцать. На солнышке за сорок. Что ждет нас в тайге.
За деревней Ижмой на стояночке разгружаемся. Готовим буксировщик. Солнышко палит по южному. Стада диких, пока ненакормленных оводов барражируют на разных высотах над головой. Максимальное поливание мазилками останавливает их в миллиметрах от наших тел. И, завершив атаку пикированием, уходят вновь в высоту. Гул стоит, как будто из улья пчел рамку с медом вынимаем.
Леша любовно гладит свою «Ренушку»: "Что ж милая, оставайся". Вторю ему, глажу собачку: « Что ж милая, поехали».
Дергаю стартер. Буксировщик уверенно затарахтел, завибрировал могучим телом, напрягся, готовый к походу. Оглядываю санки. Нагрузили безбожно. Прикидываю, килограмм восемьдесят на прицепе, плюс я, да в собачке под сороковник. Все двести получается. Потянет ли в жару и как поведет себя.
Плавно нажимаю газ. Буксировщик двигается вперед, сдергивает за собой волокуши. Толкаюсь ногой от земли, запрыгиваю, поехали. Впечатление первое, что обоз перегружен и уж до первой горки придется разгружаться и ехать в два раза. Либо ребятам часть груза тащить на плечах. Сразу на будущее зарекаюсь объявить: « Везу только лодку, палатку и вещи по минимуму». Каждый личное и еду несет на плечах». Собачка приноравливается к грузу. Гораздо слабее, чем ранее откликается на нажатие ручки газа. 9 силенок «Следопыта» против полной зимней загрузки. Дополз до горки. Выбираю травку. Букс ползет, замедлив движение. Выжимаю полный газ, потом приходит мысль, зачем испытывать судьбу, в самом крутом месте соскакиваю с волокуш и быстро шагаю рядом. Поезд, получив разгрузку, спокойно на малом ходу взбирается в горку. Запрыгиваю в волокушу, вниз чуть не в разгон. Если бы не глина засохшая, то по травке точно бы разогнался. Не спешу. Очень жарко, пот ручьем течем. Не хочу движок перегреть. Хоть и знаю, что по паспорту всесезонный, да автомобиль «Запорожец» тоже такой был, только в холод все в нем замерзало, летом же перегревалось.
Дальше по зимнику прямая. Бревна, заросшие травой бывшей гати. Еду медленно, букс слегка подпрыгивает, перебирает костяшками. Три волокуши вторят ему, ухают по лежневке.
Приноровился к дороге. Обоз уж таким тяжелым не кажется. Выжимаю, когда надо, рукоять газа до конца. Мощности двигателя хватает, чтобы не терять скорости и подниматься буксировщику из провалов. Как раз за поворотом кочкарник с травой. Отлично, что в прошлый раз пробили след. Еду по нему спокойно. Чуть газ приослабил. Слишком уклонов много, неровностей.
Кочкарник закончился, поднимаюсь в глинистую горку. Чуть спрыгиваю в конце подъема. После поворота забираюсь. Поехали. Дальше идут небольшие спуски и подъемы вперемешку с провалами луж и топей. Одна за другой, как бы выстроились с нарастающими трудностями ОФФ-Роуда. Перескакиваю ручьевину по гати. Хочу остановиться на бугорке, потом решаю уж до слияния зимника с лесовозной дорогой, потом дохожу до первой отворотки. Для начала хватит. Встаю, даю движку поработать пару минут на холостую, глушу. Плюю на вариатор. Слюна не кипит, даже не испаряется. Отлично ремень работает без перегруза.
Сердце стучит, как набат. Впечатление, что сейчас вырвется из груди. Отхожу в тенек
присаживаюсь.
Отдаюсь полностью оводам, комарам и всякой нечестии. Пусть лучше съедят, чем растаять на солнышке
www.youtube.com/watch?v=azra_J7aEZo
Минут через пятнадцать стук в груди стихает, ручейки на спине успокаиваются, футболка, пропитанная антирепилентами, сдерживает атаки кровососущих. Встаю. Иду к буксу. Посматривает. Стоит себе, пожидает хозяина. Остается лишь хвостиком повилять.
- Что ж мотодрайвер, садись, прокачу!
О следующей остановке не загадываю. Как получится. Болотинки становятся почаще, бугорочки покруче. Иногда иду рядом на подъемах. Берегу силенку буксировщика. Забирается проказник, припрыгиваю. Скользим дальше без происшествий. На очередном бугорке останавливаюсь. Не выдерживаю я, буксировщик в порядке.
Падаю под рябиновый куст, хлебаю условно холодный чай с лимоном.
Жужелицы кружатся. Прикрываю глаза. Рой стихает. Сердце ударами в барабан заполняет всю округу. Хватит, приехали. Надо почаще отдыхать. Выравниваю дыхание. Постепенно успокаивается стукалка. Приоткрываю веки. Жужжат жужелицы
www.youtube.com/watch?v=ztuHJiVjHbU
Дальше простираются болота. По невнимательности сворачиваю раньше. Влетаю в трясину. Букс засасывает по площадку. Не газую. Чищу звездочку от набившихся срезанных веток, травы, мха. Отцепляю одну груженую волокушу. Раскачиваю собачку. Завожу. Качаю сильнее, прижимаю газ. Дергается, тащит, чуть пробегаю рядом, даю набрать скорости и вырваться из трясины. Запрыгиваю на ходу. Ну, «Следопытушка» не подведи, дотяни до пробитого следа. Ложу машину почти на бок. Закладываю вираж с левым поворотом, выхожу на старый след. Теперь вперёд через болотину. По следу толи дело, да и половина груза осталось стоять в подтопленном подлеске. Еду, не останавливаюсь километра три. Прохожу горловину, выскакиваю на малые предболотца перед Пустынкой. Начинается плотный кочкарник. Торможу. Отсюда можно весь поезд тянуть. Отцепляю гружёные санки. Пью чаек. Отдыхаю. Прыгаю на букс, разворачиваюсь, несусь за оставленными вещами.
Встречаю ребят. Они лишь миновали место моей засады. Киваю головой, улыбаюсь. Не останавливаюсь. За вещами. Прикидываю, как подойти к трясине, чтоб на свой след встать и волокушу ближе было цеплять. Походил, посмотрел. Лучше семь раз отмерить, чем один раз букс в болотине таскать. Манёвр получается, проскакиваю под березкой, уклоняюсь от вывороченного корня, выправляю курс под начало сцепки. Удерживаюсь на прямой. Чуть секу свой след. Тпру. Зад первой волокуши рядом со сцепкой груженной. Дотягиваюсь до нее, подтаскиваю, креплю.
Толкаюсь ногой, на сколько возможно, жму газ, вырываю волокушу из топи. Поехали.
Ребята уж ушли вперёд. Ничего догоню. И точно, обогнув остров по болоту, встречаю их на обратной стороне. Потом мне признались, что не раз вспоминали добрым словам собачку и вещи, которые она везла. Леша, сказал, что дошёл до озера на автопилоте, с вещами концы бы пришли.
Добираюсь до оставленной впереди волокуши. Нет, поеду сразу до места, потом лучше вернусь. Оставшийся километр погоды не сделает. Буксу и мне легче будет. По кочкам ехать ещё то удовольствие. Кидает лихо, иногда букс морду к небу задирает, взлетает на кочку и падает на той стороне увлекая волокуши. Тише ехать, пробуксовка получится. Да и с курса уйдешь на уклоне. Только на скорости можно выдержать более-менее прямое движение. Со стороны лихо смотрится, букс прыгает, волокуша под ногами, как доска скейта, вихляется. В этот раз подальше болотцем забрал, чтоб через середину горловины попасть на болото ниже уровнем. Подъехал, и точно, меж деревьев расстояние гораздо больше, можно на скорости идти. Вниз!
Проскочил, и вновь на свой старый след вырулили. Через три минуты я финишировал на нашем биваке. Первый груз доставлен!