В этот раз мы забрались совсем далеко на север, на Полярный Урал
Вот, начну, пожалуй, неспешное фото-видео повествование о нашем путешествии, состоявшемся с 20 июля по 10 августа 2018 года.
Если вкратце, то изначально замысленный матрасный (1 категории) сплав с рыбалкой волею судьбы превратился в пеше-водный поход почти максимальной сложности (4-5 к.с.). Точную оценку дать невозможно, поскольку по ходу дела мы совершили в верхах первопроход по одному из притоков основной реки (поиск в интернете и в отчетных архивах пока не дал информацию о том, что кто-либо полностью проходил этот водный маршрут до нас). Рыбы само собой тоже было вагон. Каждый из нас укрупнился по всем видам, которые нам попадалась: хариус, щука, окунь и язь.
Итак, теперь обстоятельно и по порядку…
1 серия:
[видео]
Подготовка
Изначальная цель – река Сухая Сыня (от слияния Пожемаю и Харуты), и потом собственно сама Сыня – и так до Овгорта – около 220 км. Планировали пойти вчетвером, но постепенно в ходе подготовки нас осталось двое, поэтому спланировали в качестве плав средства катамаран двойку (спортивную). Поиски попутчиков ни к чему не привели – но и поздно уже было. А продолжительность мероприятия должна была составить более 3-х недель. В общем, сорваться в долгий отпуск с приличным бюджетом не так просто. Бюджет сначала планировали в пределах 35-40 тыс., но в связи, что нас осталось двое, он заметно вырос. Сразу скажу, что только на еду и транспорт ушло 50 тыс. Плюс до 30 тыс. на снасти, снарягу и одежду. И это по скромному.
Средняя цена заброски до тех мест – 100-110 тыс. на Газоне (берет до 6-7 человек) и 140-150 тыс. на МТЛБ (берет до 10-14 человек). Расстояние под 150 км. Дорога – болота, горы, камни, реки и все такое… На двоих – нецелесообразно, но я нашел вариант с Газоном с ценою 50 тыс. руб. (в связи с тем, что у водителя был свой интерес туда попасть, плюс даты непопулярные – июль). Так и договорились, заплатили аванс в мае и начали спокойно готовиться.
Первый сюрприз подкатился за 3-4 дня до отправления. Водитель сообщил, что в этом году размыло один из подъемов и вездеходка не поднимется по нему (скорее всего). Осыпь каменистая, гусянка будет слетать. Якобы МТЛБ была только что там, развернулась и уехала. Уточнил точное место подъема – река Северная Колокольня. Прошелся линейкой получилось около 28 км до планируемого места стапеля, или 23 км – если срезать через один из перевалов по старой дороге. Прикинул, что в целом, можно попробовать встать на реку выше еще километров от 5-10 (в зависимости от воды). Получается 13-18 км, что уже вполне удобоваримо, даже в гористых условиях. Даже с учетом того, что нужно было делать 2 ходки с вещами. Т.е. километраж умножаем на 3. Итого 39-54 км. Но я оптимист
Альтернативные варианты со сплавом на запад не было желания рассматривать в связи с отсутствием там тайменя. На восточном направлении теоретически он присутствует. Ну и щука должна быть покрупнее в Сыне, нежели например в Лемве. Плюс у нас была договоренность о выброске из Овгорта до Оби. К слову, я заранее купил билеты на метеор (Азовы-Березово и Березово-Приобье с ночевкой в Березово), а также на поезд из Приобья до Екб. Поэтому хотелось бы пройти именно этот маршрут.
Теперь снова вернусь к теме подготовки. Главное – в связи с последними новостями нам пришлось отказаться от мотора (хотели взять 3,5 лошади и 20 литров керосинки). Немного перепросчитал маршрут, получилось меньше отдыха и рыбалки, больше махания веслами. Но все в пределах разумного. Заодно просмотрел отчеты по альтернативным маршрутам у них на районе.
По вещам получилось кил по 70 на рыло (3 рюкзака и катамаран), с учетом того, что спортивный кат значительно тяжелее обычного туристического. Раму тоже с собой пришлось брать, т.к. на месте стапеля нет леса.
В общем, сели в поезд и дальше как обычно – Екатеринбург – Киров – Инта. 2 суток безделья ровно. Второй сюрприз ожидал уже в поезде. Позвонил водитель и сообщил, что у вездеходки клинануло движок. Вот это было по-настоящему печально, но делать уже было нечего. Попросил все-тки найти нам транспорт и решили в крайнем случае на месте искать заброску (не праймтайм чай – не август жеж).
День первый – заброска.
На месте вездеходчик встретил и сказал, что нашел старенький Газон у знакомых, на нем и поедем. На нем и поехали. Начало дня все ок. Средняя скорость 10-14 км в час.
А потом начала слетать левая гусянка. Первый раз перемотались за 2 часа, потом научились и пошло побыстрее. Ставили на место за час. Но все равно прилично заеколебались. При этом я почти не участвовал, т.к. потянул спину, выполняя какой-то из трюков ремонта в одной из первый аварий.
К ночи гусянка слетела в таком месте, что все без слов пошли готовиться ко сну. Проехали километров 60-70 за день. Ночью был к слову тоже день, светло, но только на часах ночь…
Утром оказалось, что есть еще несколько способов постановки гусеницы на место. Ими и воспользовались. Домкраты и прочие полезные приблуды. Обогатились информацией, полезно будет, на случай если предложат халтурку поработать на трахторе.
Второй день - заброска
Второй день заеколебываться желания было меньше, поэтому ехали осторожнее и оттого медленнее 6-8 км/ч – это по осчучениям. Но все равно гусянка слетала, теперь даже правая. Подтягивали, ставили. Ехать стало заметно тягостнее.
Это был резервный день, уже из бюджета сплава или минус одна рыбо-дневка. Как только стало понятно, что если и доедем, то совсем к ночи, стал прокручивать в голове запасные варианты. И остановился на реке Колокольне, правом притоке Мокрой Сыни. Водитель сказал, что сможет нас докинуть почти до самого перевала и что там останется не более 7-8 км до озера Колокольня, с которого можно будет и начать. Отчетов по реке я не вспомнил (только от Ирины и Валентина, которые пару тройку лет назад прошли первые 2-3 км реки и потом перемахнули на приток Хулги). В целом, по карте было видно, что водоток должен быть нормальным и длина всего 30 км. На падение уровня реки я, к сожалению, не обратил внимание. Главное было то, что идти пришлось бы 21-24 км вместо потенциальных 50 км. И у нас один день уже был потерян.
В общем, доехали, когда солнце уже касалось горизонта. Тут рядом – долина Северной Колокольни и, собственно, сама гора Колокольня, которая заметно ниже рядом лежащих, но весьма выделяется на их фоне. Была еще гора похожая на Манарагу, с зубцами и снежниками на склонах. Ляпота.
Перетащили вещи туда, где чуть повыше и ветер сильнее сдувает грызунов, из которых в эти дни больше было оводов и комаров. Закусили из сухпая и вырубились. Вездеходка свалила.
Пару слов о погоде. Весна была поздняя, но последние 2-3 недели в июле стояла сухая жаркая погода - прямо пестня, особенно если ветерок сдувает гнус. Правда, воды в реках маловато.
Третий день – пешка
В этот день нас ожидал перевал из Европы в Азию, обратно и снова в Азию. Ну, потому что 2 ходки. По вещам особо не скромничали. Только я один тащил кил под 10 электроники, включая фотик с объективом общим весом кила 3-4, экшн камеру и аккумами к этим девайсам, штатив, крепления, а также 2 пауэрбанка емкостью по 20 тыс. мАh. А еще снасти, приманки ну и прочее. Не считая ощутимого катамарана и рамы.
Первый день всегда тяжелый в пешках. Второй впрочем тоже. На 3-4-й обычно входишь в ритм, но мы столько не планировали. Только один – до озера. Поэтому закусив удила, т.е. поясные ремни, мы весь день таскали рюкзаки через перевал. Набор высоты при этом относительно не очень большой – до 300-400 метров максимум, но много бродов. Тропа более и менее иногда проглядывалась, причем старая вездеходная колея и следы от трэколов посвежее тоже виднелись.
Заеколебались в общем. Больше 20 км с набором высоты и по камням – это прилично – особливо сходу, после 4 дней просиживания на заднице, сначала в поезде, потом на броне. Зато к ночи были вместе с вещами на северной оконечности озера Колокольня. Ветерок поднялся. Но мы нашли первые дрова – от кустарников, которые смывало весенней водой ближе к озеру. Приготовили еду на огне. Еще успели собрать кат. Супер. Отрубились совсем поздно.
Четвертый день – первый день сплава
Утром начали уже по кайфу. Взяли спиннинги и пошли к устью речки в озеро. Тут были приямки в самой реке и перспективное место при впадении. Сразу начал попадался мелкий хариузок. Повсеместно. В общем, быстро надоело.
Вода в озере теплая – градусов до 16-18 – жара. Окунулись даже мельком. Грызунов сдувает, хорошо. Направление ветра – правильное – прямо через все озеро, как и завещал прогноз погоды. Последний, к слову, у нас был в загашнике еще на 3-4 дня; и все в нем было безоблачно и хорошо. Хариус тут был мелкий (кроме одного последнего грамм на 500), поэтому быстро погрузились на катамаран и отчалили.
Ветер гнал вперед с бешеной скоростью. Озеро глубокое, вода бирюзовая, кругом мелькали горы и снех на них. Красота. Озеро пролетели минут за 15-20. Нашли исток реки Колокольня, которая уже Южная и она же Восточная. Хотя правильнее просто «река Колокольня», так на карте обозначено. В общем, озеро неторопливо протекало мелкой речушкой. В этом месте тоже ловился мелкий харек. Поголовно азиаты, они же сибиряки.
Уклон небольшой, периодически плесики и мелкие перекатики. Километр прошли на ура. Переодически останавливались и ловили…
А потом пошел адъ. Уклон чуть увеличился, река расширилась и глубина сразу уменьшилась до 5-10 см, а то и совсем среди камней журчала. И тут мы впухли в первый раз уже на воде (естественно, далеко не в последний). В общем, тащили мы этот катамаран 5-6 часов по камням. И это с вещами, с теми самыми 70 кг на морду. Протащили 2 км и уже привычно заеколебались. Не хватило сил найти даже тундрового хвороста и что-то приготовить. Вырубились сразу и уже ночью. Итого прошли 5 км.