Наконец-то я осилил отчет. Звиняйте, что с таким опозданием
Если кто-то мне докажет, что -15 в ночь с 9 на 10 марта – это норма для первого месяца весны, то я в добровольным порядке демонтирую крючки со всех своих зимних блесен и буду отныне ловить только на приманки-незацепляйки. Нет, ну, правда, кто мог подумать, что в первой декаде марта установится самое глухозимистое глухозимье. А ведь дата проведения Первого чемпионата по ловле на жерлицы как раз и подбиралась с расчетом на рыбалку по последнему льду и преднерестовую активность хищника.
Так или иначе, а толщина льда на Ивановском в день проведения чемпионата приближалась к метровой отметке. Дул порывистый северо-восточный ветер, подметающий поземку с ледового поля водоема. Мороз покрывал коркой свежие лунки и украшал инеем склонившиеся над ней кивки и леску. Одним словом, куда не глянь, - везде зима, и никаких признаков календарной весны.
Но сие обстоятельство нисколько не смутило участников Первого чемпиона по жерлицам. Утром 10 марта на Ивановский пруд приехало свыше шестидесяти рыболов. Другой вопрос, с какими чувствами они уедут обратно. Если вдруг останутся без уловов.
Нет, конечно, щука на Ивановском пруду есть. Причем, в немалом количестве. Но в тоже время, в водоеме обитает бесчисленное множество мелкого карася и верховки. Поэтому щуке особо и трудиться не нужно в поисках пищи. Достаточно лежать на дне и время от времени открывать рот, заглатывая проплывающую мимо рыбешку.
Естественно, что мы тут немного утрируем, но, тем не мене,е определенная логика и здравый смысл в этих словах имеются. При таком обилие кормовой базы щуке можно особо не беспокоится о завтрашнем дне. Будет день, будет и пища.
На то и щука в пруду
Впрочем, все эти опасения, тянувшие за душу организаторов чемпионата, достаточно быстро развеялись. Не прошло и часа с начала установок жерлиц, как была выловлена первая щучка. Небольшая совсем, грамм на 300. Но на это никто не обратил особенного внимания. Главное, начало положено.
Каждый участник чемпионата ловил на 10 жерлиц, которые мог устанавливать в любой части водоема, не приближаясь к снастям соперников ближе, чем на 10 метров. После расстановки артиллерии щукари избрали разные тактики. Одни отправились ближе к плотине в надежде наловить карася. Другие – остались на месте, гипнотизируя взглядами заряженные «флажки» и следя через бинокли за поведением соперников. Расчет последних сводился к тому, чтобы в случае чего переместить жерлицы в другой участок водоема с повышенной активностью хищника.
Таким участком, как позже выяснилось, стала центральная часть Ивановского пруда ближе к левому берегу. Здесь флажки поднимались с завидной регулярностью. Но вот количество реализованных поклевок неумолимо стремилось к нулю. Щука вытворяла что-то невообразимое. Сначала резко-резко сматывала леску с катушек вплоть до последних двух-трех витков, а потом неожиданно бросала рыбешку. Причем, что самое удивительное, на теле побеспокоенных живцов изумленные рыболовы потом не обнаруживали ни малейших признаков зубов хищника. Словно это и не щука была вовсе, а какое-то другое, неизвестное науке подводное существо, которое без зазрения совести глумилось над несчастными рыбаками.
Немало поклевок происходило и на меляках, - там, где вода промерзла практически до дна. Как туда занесло щуку, и как она вообще протиснулась в промежуток между нижней кромкой льда и дном - неизвестно. Разве только боком?
Где-то ближе к полудню было поймано еще две щуки: на килограмм и полторашку. Таким образом, число рыбаков, которым улыбнулась удача, уже равнялось количеству призовых мест. А значит I экспериментальный чемпионат по ловле на жерлицы уже можно признавать успешным.
И на этой мажорной ноте мы перенесемся в верхнюю часть пруда, где происходила настоящая битва за карася. Причем, в ней сошлись не только участники чемпионата, но и обычные рыбаки – жители Хохольского района.
Чтоб карась не дремал
Турнир по ловле живца, который протекал параллельно с чемпионатом по жерлицам, предполагал, что его участники будут рыбачить на две удочки, каждая из которых оснащена одним крючком. В зачет шли окунь и карась. А зона лова охватывала всю акваторию Ивановского пруда.
Последнее условие сыграло с некоторыми рыбаками злую шутку. Прознав от местных, что карась клюет только перед плотиной и при этом ловится фактически дуром, участники турнира бросили на произвол свои жерлицы и ушли в массы, поближе к народу. Ну, а их соперникам по жерличному чемпионату ничего не оставалось, как стоически наблюдать за то и дело поднимающимися флажками. Трогать чужие жерлицы по правилам турнира было строго запрещено.
Ну, а карась тем временем, который здесь действительно дуром ловился в период оттепелей, стал выпендриваться похлеще щуки. На закорм отзывалась только мизинчиковая верховка, которая с особым остервенением теребила кивки и сердца рыболовов. В незакормленных же лунках соблазнить карасика можно было только игрой с остановками. При этом поклевки его отражались едва заметным содроганием кивка. Будто кто-то, проплывая мимо, случайно зацепил леску.
Вот после такого малозаметного содрагания и нужно было сразу подсекать, а не ждать более активных действий. Кто просек эту фишку (а таких были единицы) таскали одного карасика за другим. Остальные же в неистовстве обуривали уловистых соседей, проклинали рыболовного бога и даже обвиняли удачливых карасятников в применении черной магии: всяких там таинственных заклинаний и одурманивающих рыбу веществ.
Впрочем, запала у горе-рыбаков хватало ненадолго. Отчаявшись что-либо поймать, а заодно и испортить рыбалку другому, они в спешном порядке ретировались с места сражений, мотивируя с столь быстрый и неожиданной уход заботой о собственной нервной системе.
Окунь – он и на Ивановском окунь
Единственным подводным обитателем, на которого совершенно не повлияли погодные выкрутасы, оказался ни кто иной, как окунь. Да-да, именно окунь, о котором на Иваноском пруду еще два года назад никто и слыхом не слыхивал. В прошлом сезоне сюда, правда, запустили несколько маточных особей, которые случайно попали в рыбовоз при отгрузке карпа и белого амура. Но представить, что они смогли наплодить такое потомство, простите, уж никак не получается. Ну не кролики же они, в самом деле!?
Скорее всего, обильному появлению окуня поспособствовали водоплавающие птицы, перенесшие икринки рыбы на своих лапах из окрестных водоемов. Ну, а при таком количестве малька верховки, немудрено, что популяция окуня стала развиваться такими стремительными темпами.
Одним словом, пока щука и карась продолжали испытывать терпение рыболовов, окунь ловился, как из пулемета. Причем, не только на мормышку, но и на блесну. И это в марте, когда казалось бы в его разбухшем от икры брюхе должно было остаться место только для самой микроскопической пищи.
В общем, все кто сделали ставку на окуня – не прогадали. Ну, а кто еще попутно и подловил карася – смог претендовать на самые высокие места в турнире по ловле живца.
Рыболовы, по местам!
К обеду наконец-то стих ветер, выглянуло солнце, приподнявшее температуру до нулевой отметки, и в воздухе наконец-то запахло весной. Но запах ее вскоре смешался с ароматом ухи, которая поджидала рыбаков после финиша чемпионата. Дело медленно но верно приближалось к подведению итогов сразу двух турниров и к награждению их победителей.
Итак, в чемпионате по ловле на жерлицы уловы участников так и ограничились тремя щуками. Что, впрочем, заметно упростило работу судейской и счетной комиссий. Первое место в итоге занял Виталий Молодых. Его щука потянула на 1 кг 530 г. Вторым финишировал Юрий Воронин, изловивший хищника на 1 кг 10 г. Бронзовым же призером чемпионата стал Игорь Татьянин. Вес его улова составил 350 г.
В турнире по ловле живца с огромным преимуществом победу одержал Александр Плотников - 5260 г. Вторым был Александр Рожков - 2330 г. Ну, а замкнул тройку призеров Дмитрий Симонов - 1920 г.
Все победители и призеры турнира получили замечательные призы от организатора соревнований – магазинов «Избушка рыбака» и «Активный отдых», а также от партнеров турнира – торговых марок «Торопышка» и «Фламинго». Специальными наградами также были отмечены самый юный рыболов, Евгений Петров наловивший 1610 г окуня; единственная на турнире женщина-рыболов Светлана Карташова (вес улова – 620 г), а также Владимир Шугаев, отметивший 10 марта свой день рождения.
Послесловие
После слов благодарности организаторам за увлекательный чемпионат большинство участников соревнований отправились в обратную дорогу. Но кое-кто остался, не в силах устоять перед теплой, солнечной и безветренной погодой, обещавшей неплохую вечернюю зорьку. И примерно с 17:00 рыба действительно заклевала так, как и должна была клевать в течение всего дня. Карась не давал опуститься мормышке на дно и ловился уже размером не с детскую ладошку, а с увесистую взрослую ладонь.
Впрочем, ничего удивительного в таком стечении обстоятельств нет. Рыба по своему обыкновению хорошо клюет либо до соревнований, либо после. А еще вчера, завтра, с другого берега, не у тебя и на ту наживку, которой с собой не оказалось. Вот так вот. Все.