Россияне о Китае
В рассуждениях россиян об этом звучит не столько белая зависть и стремление поучиться, сколько высокомерие: дескать, и мы могли бы так же, невелика хитрость, да нема дураков за гроши спину ломать.
Самые жалкие лачуги в России называют "шанхаями", хотя настоящий Шанхай - город небоскребов.
Представление о Китае как бедной стране, где люди бьются, словно рыба об лед, ради выживания, давно верно лишь отчасти.
В незатронутой модернизацией глубинке многие продолжают существовать на один-два доллара в день, но минимум 200 миллионов человек, что превышает все население России, уже достигли потребительских стандартов "золотого миллиарда". Китай превратился в один из крупнейших мировых рынков автомобилей, электронных гаджетов, модной одежды и косметики.
Опасения россиян подпитывают три фактора: тень Даманского, неудовлетворительная работа миграционной и пограничной служб, из-за чего число китайцев, проживающих в России, достоверно неизвестно, и распространенное представление о них как о людях себе на уме.
"В списке эпитетов, которые приходят россиянам на ум при упоминании китайцев, на первом месте стоит слово "хитрые", - отмечает эксперт. - Есть мнение, что русский в общении - яйцо в скорлупе: трудно проломить, зато потом душа нараспашку. Китаец - вареное яйцо без скорлупы: сопротивления, вроде, никакого, но в свой "желток" он постороннего не пустит".
"Если Китай и стремится к экспансии, то на юг. В Сибири их не устраивает суровый климат, а также российская бюрократия и криминал. Центральную Россию китайцы рассматривают в основном как трамплин для проникновения в Европу. По имеющимся данным, число китайских иммигрантов последние годы снижается, а те, кто приезжает, хотят заработать и уехать", - говорит он.
Выражения "китайское качество" и "китайские поделки" сделались в русском языке нарицательными.
По оценкам экспертов, китайские производители давно научились выпускать продукцию мирового уровня.
Правда, качественные изделия они направляют на требовательные рынки США и Европы, а в Россию нередко пытаются сбыть что поплоше. Но это проблема не китайцев, а российских импортеров и потребителей.